Независимая оценка качества образования является важной составной частью управления качеством образования и занимает существенное место среди государственных приоритетов.
Нормативная основа
независимой оценки системы образования в Российской Федерации находится на
этапе становления, но ключевые позиции закреплены Федеральным законом № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» и в ряде подзаконных актов.
Независимая оценка качества образования (НОКО) - это оценочная процедура,
которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций,
включает оценку качества образовательной деятельности образовательных
организаций и подготовки обучающихся, учитывая степень усвоения ими
образовательной программы или ее частей.
Процедуры НОКО осуществляются
с целью повышения качества предоставляемых
образовательных услуг и призваны
способствовать:
§ развитию конкурентной
среды;
§ выявлению и
распространению подтвердивших свою результативность моделей организации
образовательного процесса;
§ сохранению и развитию
при сохранении единого образовательного пространства разнообразия
образовательных программ.
Каждая образовательная
организация проходит процедуру НОКО не реже, чем один раз в три года и не чаще
одного раза в год.
Оценка деятельности образовательных организаций основывается на обобщении открытой и доступной информации по результатам:
§ анкетирования
родителей (законных представителей) и / или обучающихся;
§ мониторинга
официальных сайтов образовательных организаций;
§ анализа данных
статистической отчетности образовательных организаций.
Результаты НОКО могут быть
востребованы различными группами пользователей для решения актуальных
профессиональных и личных задач, в том числе:
1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):
§ в целях выбора места
обучения для себя и/или своих детей;
§ для оценки собственных
возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;
2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:
§ оценки соответствия
реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного
процесса и/или иных заинтересованных организаций;
§ определения перечня
мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных
услуг;
3. Заинтересованными организациями:
§ для выработки совместных
с образовательной организацией действий по корректировке образовательных
программ, методов обучения и др.;
4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими
образовательную деятельность:
§ в качестве механизма
вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее
развития и т.д.;
5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:
§ в целях принятия
управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке
программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших
образовательных организаций, при распределении грантов и др.